base.memo.ru – общая база данных жертв политических репрессий
stalin.memo.ru – сталинские расстрельные списки (1937–1954)
mos.memo.ru – база «Расстреляны в Москве»
pkk.memo.ru – архив Политического Красного Креста (1918–1922)
«Убиты в Катыни» – книга памяти польских военнопленных – узников Козельского лагеря НКВД (pdf)
«Убиты в Калинине, захоронены в Медном» – книга памяти польских военнопленных – узников Осташковского лагеря НКВД
Том 1 (pdf) Том 2 (pdf) Том 3 (pdf)
histor-ipt-kt.memo.ru – книга памяти Истинно-православной (катакомбной) Церкви (конец 1920-х–1970-е)
cathol.memo.ru – книга памяти Католической Церкви (1918–1980-е)
Партнерские проекты:
openlist.wiki – проект «Открытый список»
Ежемесячное пожертвование можно оформить на сайте donate.memo.ru
Все операции с платежными картами происходят в соответствии с требованиями Visa International и MasterCard WorldWide. Данные банковской карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются. По любым вопросам, связанным с переводом, вы можете написать нам на [email protected]
ДЛЯ ПЕРЕВОДА В РУБЛЯХ
Просим в графе «назначение платежа» указать «Частное целевое пожертвование для уставной деятельности организации».
Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество „Мемориал“».
Сокращенное название – Международный Мемориал
ИНН: 7707085308
КПП: 770701001
ОГРН: 1027700433771
ОКПО: 00005888
Расчетный счет: 40703810738040100872
Банк: ПАО СБЕРБАНК г. МОСКВА
БИК: 044525225
Корр. счет: 30101810400000000225
Юридический адрес: 127051, Москва г., Каретный М. пер, дом № 12
Телефон: +7 (495) 650-78-83
Исполнительный директор: Жемкова Елена Борисовна
ДЛЯ ПЕРЕВОДА В ЕВРО И ДОЛЛАРАХ
Просим указать цель перевода как «Частное целевое пожертвование для уставной деятельности организации».
Также просим направить нам письмо (по электронной почте, адрес [email protected]) на имя нашего Исполнительного директора Елены Жемковой следующего содержания:
Исполнительному директору Международного Мемориала Е. Жемковой
Уважаемая госпожа Жемкова,
Информирую вас о том, что я сделал(а) частное пожертвование в сумме ХXX на уставную деятельность Международного Мемориала.
/Имя и фамилия, дата (не позднее даты отправки перевода)/
Мы предоставим это письмо нашему банку, чтобы получить пожертвование.
FOR TRANSFER IN US DOLLARS
Beneficiary Bank
SWIFT code SABRRUMM
SBERBANK (HEAD OFFICE – ALL BRANCHES AND OFFICES IN RUSSIA), MOSCOW, RUSSIA
UL.VAVILOVA 19, MOSCOW 117997, RUSSIA
Beneficiary Customer
40703840938040200872
MEMORIAL INTERNATIONAL
MALYI KARETNYI PEREULOK 12, MOSCOW 127051, RUSSIA
Details of Payment
Private target donation for the authorized activities of the organisation
Correspondent Bank
SWIFT code IRVTUS3N
THE BANK OF NEW YORK MELLON, NEW YORK, NY, USA
FOR TRANSFER IN EURO
Beneficiary Bank
SWIFT code SABRRUMM
SBERBANK (HEAD OFFICE – ALL BRANCHES AND OFFICES IN RUSSIA), MOSCOW, RUSSIA
UL.VAVILOVA 19, MOSCOW 117997, RUSSIA
Beneficiary Customer
40703978538040200872
MEMORIAL INTERNATIONAL
MALYI KARETNYI PEREULOK 12, MOSCOW 127051, RUSSIA
Details of Payment
Private target donation for the authorized activities of the organisation
Correspondent Bank
SWIFT code DEUTDEFF
DEUTSCHE BANK AG. FRANKFURT AM MAIN, GERMANY
Договор
о благотворительном пожертвовании
(публичная оферта)
г. Москва 1 апреля 2017 г.
Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», в лице Исполнительного директора Жемковой Елены Борисовны, действующей на основании Устава, именуемая в дальнейшем «Благополучатель», настоящим предлагает физическим лицам или их представителям, именуемым в дальнейшем «Благотворитель», совместно именуемые «Стороны», заключить Договор о благотворительном пожертвовании на нижеследующих условиях:
1.Общие положения о публичной оферте
1.1. Данное предложение является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского Кодекса РФ.
1.2. Акцептом настоящей оферты является осуществление Благотворителем перечисления денежных средств на расчётный счёт Благополучателя в качестве благотворительного пожертвования на уставную деятельность Благополучателя. Акцепт данного предложения Благотворителем означает, что последний ознакомился и согласен со всеми условиями настоящего Договора о благотворительном пожертвовании с Благополучателем.
1.3. Оферта вступает в силу со дня, следующего за днём её публикации на официальном сайте Благополучателя www.memo.ru , именуемом в дальнейшем «Сайт».
1.4. Текст настоящей оферты может быть изменен Благополучателем без предварительного уведомления и действует со дня, следующего за днём его размещения на Сайте.
1.5. Оферта действует до дня, следующего за днем размещения на Сайте извещения об отмене Оферты. Благополучатель вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.
1.6. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечёт недействительности всех остальных условий Оферты.
1.7. Принимая условия данного соглашения, Благотворитель подтверждает добровольный и безвозмездный характер пожертвования.
2.Предмет договора
2.1. По настоящему договору Благотворитель в качестве благотворительного пожертвования перечисляет собственные денежные средства на расчётный счёт Благополучателя, а Благополучатель принимает пожертвование и использует на уставные цели.
2.2. Выполнение Благотворителем действий по настоящему договору является пожертвование в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса РФ.
3.Деятельность Благополучателя
3.1. Целью деятельности Благополучателя в соответствии с Уставом является::
- содействие в построении развитого гражданского общества и демократического правового государства, исключающего возможность возврата к тоталитаризму;
- формирование общественного сознания на основе ценностей демократии и права, преодоление тоталитарных стереотипов и утверждение прав личности в политической практике и общественной жизни;
- восстановление исторической правды и увековечение памяти жертв политических репрессий тоталитарных режимов;
- выявление, обнародование и критическое осмысление информации о нарушениях прав человека тоталитарными режимами в прошлом и прямых и косвенных последствиях этих нарушений в настоящем;
- содействие полной и гласной моральной и юридической реабилитации лиц, подвергшихся политическим репрессиям, принятию государственных и других мер по возмещению нанесенного им ущерба и предоставлению им необходимых социальных благ.
3.2. Благополучатель в своей деятельности не имеет целью извлечение прибыли и направляет все ресурсы на достижение уставных целей. Бухгалтерская отчетность Благополучателя ежегодно проходит аудиторскую проверку. Благополучатель публикует информацию о своей работе, целях и задачах, мероприятиях и результатах на сайте www.memo.ru и в других открытых источниках.
4. Заключение договора
4.1. Акцептовать Оферту и тем самым заключить с Благополучателем Договор вправе только физическое лицо.
4.2. Датой акцепта Оферты и соответственно датой заключения Договора является дата зачисления денежных средств на банковский счёт Благополучателя. Местом заключения Договора считается город Москва Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации Договор считается заключенным в письменной форме.
4.3. Условия Договора определяются Офертой в редакции (с учётом изменений и дополнений), действующей (действующих) на день оформления платёжного распоряжения или день внесения им наличных денег в кассу Благополучателя.
5. Внесение пожертвования
5.1. Благотворитель самостоятельно определяет размер суммы благотворительного пожертвования и перечисляет его Благополучателю любым платёжным методом, указанным на сайте www.memo.ru на условиях настоящего Договора.
5.2. При перечислении пожертвования путём оформления списания с банковского счёта в назначении платежа следует указать «Пожертвование на уставную деятельность».
6. Права и обязанности сторон
6.1. Благополучатель обязуется использовать полученные от Благотворителя по настоящему договору денежные средства строго в соответствии с действующим законодательством РФ и в рамках уставной деятельности.
6.2. Благотворитель даёт разрешение на обработку и хранение персональных данных, используемых Благополучателем исключительно для исполнения указанного договора.
6.3. Благополучатель обязуется не раскрывать третьим лицам личную и контактную информацию Благотворителя без его письменного согласия, за исключением случаев требования данной информации государственными органами, имеющими полномочия требовать такую информацию.
6.4. Полученное от Благотворителя пожертвование, по причине закрытия потребности частично или полностью не израсходованное согласно назначению пожертвования, указанному Благотворителем в платежном поручении, не возвращается Благотворителю, а перераспределяется Благополучателем самостоятельно на другие актуальные программы.
6.5. Благополучатель имеет право извещать Благотворителя о текущих программах с помощью электронных, почтовых и СМС-рассылок, а также с помощью телефонных обзвонов.
6.6. По запросу Благотворителя (в виде электронного или обычного письма) Благополучатель обязан предоставить Благотворителю информацию о сделанных Благотворителем пожертвованиях.
6.7. Благополучатель не несет перед Благотворителем иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.
7.Прочие условия
7.1. В случае возникновения споров и разногласий между Сторонами по настоящему договору, они будут по возможности разрешаться путем переговоров. В случае невозможности разрешения спора путем переговоров, споры и разногласия могут решаться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебных инстанциях по месту нахождения Благополучателя.
8.Реквизиты сторон
БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЬ:
Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»
ИНН: 7707085308
КПП: 770701001
ОГРН: 1027700433771
Адрес:127051, Москва, Малый Каретный переулок, д.12,
Электронный адрес: [email protected]
Банковские реквизиты:
Международный Мемориал
Расчетный счет: 40703810738040100872
Банк: ПАО СБЕРБАНК г.МОСКВА
БИК: 044525225
Корр. счет: 30101810400000000225
3 декабря 2020 года представители российских НКО провели пресс-конференцию «Новые законодательные инициативы: угроза гражданским организациям, свободе собраний и не только». На ней присутствовали представители 24 СМИ, российских и зарубежных, число просмотров прямой трансляции на ютьюб-канале Сахаровского центра превысило семьсот.
Предлагаем пострелиз по итогам пресс-конференции.
Внесенные в ноябре 2020 года в Государственную Думу Российской Федерации законопроекты – с поправками в законодательство, регулирующее деятельность НКО и общественных объединений, организацию и проведение публичных мероприятий, деятельность СМИ, деятельность в области образования, а также регулирующее меры воздействия на лиц, причастных к нарушениям прав и свобод российских граждан, – направлены не только на подавление деятельности российских некоммерческих организаций (НКО), общественных объединений, филиалов международных неправительственных некоммерческих организаций и правозащитников, на дальнейшее ограничение прав граждан России на свободу ассоциаций. Они также ущемляют право на свободное выражение мнений, на свободу распространения и получения информации. Кроме того, они ограничивают свободу собраний, не только митингов, но и любых публичных мероприятий. Наконец, законодатели намерены усилить контроль и регламентацию в сфере образования и просвещения в самом широком смысле.
*****
Нормы, предложенные в этих законопроектах, существенно ухудшают положение некоммерческих организаций (НКО), уже включенных Министерством юстиции РФ в так называемый «реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента». При введении в 2012 году «законодательства об иностранных агентах» власти утверждали, что его цель – не вмешательство в их деятельность, не ограничение прав граждан и их ассоциаций, но лишь повышение прозрачности, «информирование общества об источниках финансирования НКО». Впоследствии Конституционный суд указывал, что включение в «реестр агентов» не влечет для НКО какой-либо дискриминации. Правоприменительная практика показывает обратное. Уже в настоящий момент эти организации не только обязаны маркировать лейблом «иностранный агент» все распространяемые ими материалы, не только обременены дополнительной, очевидно избыточной отчетностью в государственные органы. Они подвергаются дискриминации, им уже запрещено: заниматься наблюдением на выборах и референдумах; выдвигать кандидатов в члены общественных наблюдательных комиссий, контролирующих обеспечение прав человека в местах принудительного содержания; проводить экспертизы законопроектов. Кроме того, такие организации, независимо от их реальной деятельности, запрещено включать в реестр НКО, «исполнителей общественно полезных услуг», – тем самым им ограничен доступ к государственному финансированию. Помимо этого, чиновники разных ведомств, хорошо улавливающие «сигналы», ограничивают свое взаимодействие с «иноагентами».
*****
Однако новые законопроекты предполагают не только дискриминацию НКО, но и прямое вмешательство в их деятельность. Законопроект, внесенный Правительством РФ, обязывает НКО, включенные в «реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента», предварительно представлять в Министерство юстиции информацию о планируемых и осуществляемых программах деятельности и «иные документы» о планируемых мероприятиях, а после – отчитываться об их исполнении (или предоставлять информацию о том, что они не проводились, и почему). При этом министерство наделяется правом запрещать внесенным в «реестр» организациям осуществлять те или иные программы; перечень оснований для такого запрета не указан. Чиновники получают право в административном порядке произвольно, без обоснования и без возможности обжалования, запрещать любую деятельность НКО, которая им не нравится – от борьбы против пыток в полиции, противодействия коррупции, помощи людям, преследуемым по политическим мотивам, защиты окружающей среды, до помощи малообеспеченным. При невыполнении такого запрета Минюст получает право через суд ликвидировать «непослушные» организации. В итоге власти смогут поставить НКО – «иноагента» перед выбором: прекращение не понравившейся чиновникам деятельности или ликвидация. Любой из вариантов означает фактическое уничтожение НКО.
Подчеркнем, что такая участь может ожидать не только те НКО, которые уже включены в «реестр иностранных агентов», но любую неугодную властям НКО, поскольку основания и процедуры включения в этот реестр открывают широкие возможности для административного произвола. Формально, чтобы попасть в такой реестр, организация должна получать иностранное финансирование и при этом заниматься «политической деятельностью». Однако согласно действующему закону, «политической деятельностью» считается любое публичное высказывание, в котором дается оценка поведению любых властей, ситуации в области соблюдения социальных, гражданских, политических прав, экологической обстановке, положению в области образования, медицины и т. д. и т. п. Такая «каучуковая» трактовка «политической деятельности» была подтверждена Конституционным судом и санкционировала произвольное правоприменение. То же самое и со вторым условием, вторым «признаком агента»: действующее определение «иностранного финансирования» крайне расплывчато, но во внесенных в Государственную Думу новых законопроектах эта формулировка делается еще более неопределенной, расширяется и дополняется. Теперь, при желании на то властей, фактически любую НКО, получающую средства не от российского государства, можно будет обвинить в иностранном финансировании.
*****
Второй законопроект, внесенный группой депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, еще более расширяет круг потенциальных «иноагентов», поскольку не только предполагает распространить этот статус на незарегистрированные общественные объединения, но радикально расширяет его применение в отношении физических лиц. Такие лица не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе и не могут быть допущены к гостайне. И незарегистрированные объединения и физических лиц, объявленных «иноагентами», обязывают маркировать лейблом «иноагент» любые распространяемые ими материалы и регулярно направлять в госорганы «отчеты о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании». Размытые и неопределенные формулировки, используемые в этом законопроекте, открывают возможность для произвола и для включения в «реестр иностранных агентов» любого неформального объединения граждан и любых неугодных властям общественных деятелей, блогеров или журналистов.
Кроме того, согласно этому законопроекту, обязанность маркировать не только любые публикуемые материалы, но даже и любые обращения в государственные органы, образовательные и иные организации, распространяется на учредителей, членов, участников и сотрудников НКО и общественных объединений, внесенных в «реестр иноагетов». Таким образом, любая статья на общественно значимую тему, блог, интервью, обращение и заявление такого человека должны будут сопровождаться словами об участии их автора в деятельности «иностранного агента». Средствам массовой информации будет запрещено публиковать любую информацию о таких НКО и общественных объединениях без указания на то, что они включены в «реестры иностранных агентов».
*****
Третий законопроект вводит практически запретительные ограничения для организации любого публичного мероприятия. Им установлено требование указывать в уведомлении о проведении такого мероприятия реквизиты банковского счета, исключительно через который разрешается собирать и тратить средства на его проведение, а после проведения митинга, демонстрации или пикета – сдавать финансовый отчет. Внесение средств на этот счет требует таких же усилий и такой же точности, как внесение средств на избирательный счет кандидата на выборах. Такие изменения превращают проведение любого публичного мероприятия в существенно более сложную бюрократическую процедуру, чем та, какой она уже является. Законопроект предлагает вовсе запретить финансирование публичных мероприятий со стороны НКО, «выполняющих функции иностранного агента». Одним из последствий такого запрета может стать, например, невозможность для Международного общества «Мемориал» собирать от граждан средства для проведения в Москве у Соловецкого камня акции «Возвращения имен», куда уже много лет приходят тысячи людей накануне Дня памяти жертв политических репрессий.
*****
Четвертый законопроект предлагает поправки к Федеральному закону «Об образовании в РФ», которые вводят контроль и регламентацию со стороны Правительства любой просветительской деятельности и резко ограничивают свободу образовательных организаций в области международного сотрудничества.
Предложенное в этом законопроекте определение «просветительской деятельности» вовсе не ограничивается системой образования и даже образовательным дискурсом, но объемлет собой любые формы и виды распространения информации. В закон «Об образовании» хотят включить предметы, далеко выходящие за пределы этой сферы, тем самым открывая широкие возможности для произвольного и неправомерного ущемления свободы получения и распространения информации.
*****
Новации, предложенные в перечисленных законопроектах, в случае вступления в силу приведут к установлению еще большего, практически тотального государственного контроля над российским гражданским обществом. Демократическая дискуссия в России по общественно значимым вопросам, давно уже маргинализованная, будет теперь сведена к минимуму. Чиновники получат «законное» право запретить любую инициативу, которая покажется им критической или даже недостаточно лояльной по отношению к власти. Принятие этих законопроектов означало бы, что многие граждане нашей страны и проживающие в ней иностранцы и лица без гражданства будут лишены квалифицированной помощи в защите их гражданских, политических, социальных прав, права на среду обитания, в получении услуг в области образования, медицины и иных направлениях работы российского гражданского общества.