Выставка «ГУЛАГ. Лица и жернова репрессий» в Льеже

15.03.2020
Выставка «ГУЛАГ. Лица и жернова репрессий» в Льеже. Фото Ирины Галковой

Шестого марта в пространстве «Сите Мируар» в Льеже открылась выставка о ГУЛАГе, подготовленная при участии Международного Мемориала. Это первая для Бельгии попытка представить целостное осмысление советской лагерной системы широкой публике. Название выставки – «ГУЛАГ. Лица и жернова репрессий» («GULAG. Visages et rouages d’une répression») – проявляет ее нехитрый замысел: рассказать о самой репрессивной системе и о людях, в нее вовлеченных и ею перемолотых. В реализации же этого замысла авторам удалось добиться такого сочетания простоты и сложности, которое превращает посещение выставки в сильное смысловое и эстетическое переживание.

В основе выставки – проект, представленный осенью 2018 г. в Гренобле в Музее Сопротивления и Депортации, переосмысленный и дополненный. Организатор выставки в Льеже – ассоциация MNEMA – своими главными целями считает работу с памятью, диалог культур и гражданское просвещение, и, надо признать, все они так или иначе реализовались в этом проекте. Куратором выставки и автором большей части текстов стал Николя Верт, французский историк, один из ведущих специалистов в Европе по истории СССР и советской репрессивной системы. Экспонаты из музея и архива Международного Мемориала составили основное аутентичное послание выставки. Ее визуальной доминантой стал частично встроенный в экспозицию проект польского фотографа и историка Томаша Кизны «Большой террор», представляющий фотографии людей из расстрельных дел 1937–38 годов с их биографиями, а также современные снимки расстрельных полигонов. «ГУЛАГ» здесь предстает в своем расширительном значении, как обозначение репрессий в целом, главным кошмаром которых были массовые расстрелы, но разговор идет в первую очередь все же о лагерях.

Рассказ делится на семь разделов, пять из которых – основные этапы развития лагерной системы: «Лаборатория» (о Соловецком лагере особого назначения), «Экспансия» (о развитии сети лагерей в начале 1930-х годов), «Большой террор», «Война», «Апогей и кризис». Один из разделов, выбивающийся из хронологического ряда – «Бельгийский случай», – особенно важен тем, что дает возможность зрителю осмыслить и свою, пусть фрагментарную, причастность к этой памяти, остающейся для большинства посетителей Сите Мируар чужой и незнакомой. История бельгийского рабочего движения и судьбы его участников, ставших узниками ОГПУ и НКВД, заставляют взглянуть на ГУЛАГ как на часть европейской истории.

При всем лаконизме послания (выставка рассчитана на неподготовленного зрителя и дает набор лишь самых необходимых сведений) его смысловая и художественная выстроенность создают очень сильное впечатление. Надо сказать, что выставочное пространство «Сите Мируар» (в переводе с французского – «Город-зеркало») довольно необычно: это бывший бассейн, построенный в 1940-х годах и несколько лет назад переоборудованный в культурный центр. Помещение неожиданное, но при этом открывающее необычайный простор для разного рода музейных экспериментов, одним из которых и стала выставка о ГУЛАГе со специально для нее придуманной конструкцией. Огромный красный занавес на входе напоминает одновременно о крови жертв и о знамени коммунизма, под которым вершилось преступление ГУЛАГа. Ступающий за него попадает в черный коридор, из которого направо и налево открываются выходы в смысловые разделы выставки. Организация пространства заставляет вспомнить о лагерном бараке, хотя и без прямого ему уподобления. Центральный коридор – черный коридор смерти, мощная эмоциональная доминанта выставки. Здесь размещены увеличенные фотографии людей, приговоренных к расстрелу, снятые за день или два, а иногда и за несколько часов до смерти. По лицам видно, что многие знали или догадывались, что их ждет. В таком коридоре, под такими взглядами трудно долго находиться, и в то же время это пространство притягивает своей предельной напряженностью. По логике осмотра приходится постоянно уходить из коридора в смысловые разделы, расположенные по бокам, и снова возвращаться. Сценография выставки как будто регулярно возвращает зрителя к тому подспудному ужасу, который лежал в основе всей сталинской системы и скреплял все ее конструкции.

Последний, самый большой раздел – «Жизнь в лагере» – расположен в торце импровизированного барака и рассказывает о работе заключенных, об их быте, о положении женщин и детей, о возможности досуга и творчества. Все подлинные экспонаты – одежда и посуда заключенных, записка, тайно переданная из тюрьмы, лагерный чемодан, рисунки, созданные в лагерях или после освобождения, – сосредоточены именно здесь. Финал выставки – соприкосновение со следами того, о чем довольно сжато говорит выставочное повествование. И, конечно, эти вещи сообщают выставке очень важное смысловое завершение, как бы удостоверяя подлинность тех переживаний, которые были заданы изначально ее рассказом и сценическим решением.

Нет разговора о памяти без моста, перекинутого между историей и современностью. Завершает выставку витрина, отражающая современный интерес бельгийцев к истории ГУЛАГа: книги, программы спектаклей, фото памятников в местах лагерей. Отдельно стоит упомянуть об интересе к делу Юрия Дмитриева, получившему большой международный резонанс. Фраза карельского историка о необходимости памяти, которая только и делает человека человеком, завершает выставку на красивой, но довольно тревожной ноте – история Дмитриева наглядно дает понять, что за восстановление памяти в России приходится сейчас жестоко расплачиваться.

Проработав всего неделю после открытия, выставка (как и все пространство «Сите Мируар») вынужденно закрылась для посетителей до 3 апреля: в Бельгии, как и повсюду в Европе, принимаются меры для предупреждения пандемии. Хочется верить, что к апрелю эта опасность уйдет и выставку успеют посмотреть все желающие. Выставка продлится до 31 мая 2020 года.

Ирина Галкова, директор Музея Международного Мемориала