РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Человечество неделимо

Открытое письмо
Организации Объединенных Наций
от Генерального секретаря Международной Амнистии

Международная Амнистия глубоко озабочена ухудшающейся правозащитной и гуманитарной ситуацией в Чечне и соседних республиках и призывает Организацию Объединенных Наций обеспечить принятие более безотлагательных и последовательных международных действий в ответ на углубляющийся кризис в этом регионе в соответствии с принципами, определенными ее Уставом, международным правозащитным правом и недавними резолюциями Совета безопасности. Такие действия чрезвычайно важны для обеспечения защиты гражданских лиц, чьи права попираются в Чечне в результате этого непрекращающегося конфликта.

Непоследовательность, проявленная международным сообществом в реакции на нарушения международного правозащитного и гуманитарного права, была признана генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в представленном им ежегодном докладе Генеральной ассамблее ООН 20-го сентября 1999 года в Нью-Йорке: “От Сьерра-Леоне до Судана, от Анголы до Балкан, от Камбоджи до Афганистана, есть много народов, которым нужно больше, чем простые слова сочувствия международного сообщества. Им нужна последовательная, действенная готовность помочь им разорвать цикл насилия и направить их на безопасный путь к процветанию. В то время, как геноцид в Руанде определил для нашего поколения, к чему приводят последствия бездействия перед лицом массовых убийств, более недавний конфликт в Косово поднял важный вопрос о последствиях принятия действий в отсутствии полного единства со стороны международного сообщества.”

20-го декабря 1994 года, в ходе предыдущего конфликта в Чечне в 1994-96 годах, российский Уполномоченный по правам человека, бывший узник совести при советском режиме, Сергей Ковалев обратился к международному сообществу с просьбой потребовать проведения мирных переговоров в Чечне в Грозном, где он и его пятеро коллег собирали из первых рук сообщения о нарушениях прав человека и международного правозащитного права под бомбами федеральных сил. Он писал: “В соответствии с международными нормами, массовые нарушения прав человека не являются внутренним делом какого-либо государства. С этой точки зрения события, происходящие в Грозном и вокруг него, не являются более исключительно внутренним делом России.”

Международная Амнистия - международное движение, в течение последних 20 лет добивающееся признания и защиты прав человека по всему миру - считает, что политические и экономические соображения для действия или бездействия со стороны международного сообщества должны отойти на второй план, когда на карту поставлены жизни простых мирных людей.

Озабоченность Международной Амнистии о безопасности гражданского населения в Чечне

Бомбардировка Чечни со стороны федеральных сил, продолжавшаяся в течение последних нескольких недель, повлекла за собой гибель мирных граждан, как и вынудила тысячи людей бежать из Чеченской республики. Воздушные налеты последовали в сентябре 1999 года вслед за взрывами жилищных зданий в Москве и двух других российских городах, в результате которых погибли 292 человека; эти взрывы приписаны российским правительством исламским группировкам из Чеченской республики, но пока ни одна из группировок не заявила о своей ответственности.

Не принимая никакой определенной позиции по политическим и другим разногласиям, ведущим к вооруженным конфликтам, как и по вопросу обращения к применению военной силы как таковой. Международная Амнистия призывает все стороны, участвующие в конфликте, к соблюдению международного права. Международное гуманитарное право запрещает нанесение прямого удара по гражданскому населению и гражданским объектам, как и произвольное нанесение ударов. Оно также требует строгие гарантии в ходе нанесения удара по военным объектам, в том числе, “если позволяют обстоятельства”, эффективное заблаговременное предупреждение о нанесении ударов, в результате которых может пострадать гражданское население.

Российские военные власти заявили, что воздушные налеты на Чечню направлены на законные военные объекты, являвшиеся базами исламских бандформирований в Чеченской республике и утверждали, что гражданское население и гражданские объекты не являлись целью воздушных налетов. Однако, ряд недавних инцидентов, широко освещавшихся в международных СМИ, свидетельствуют о том, что эти заявления, по меньшей мере, оставляют сомнения.

Международная Амнистия не может установить точное число жертв среди гражданского населения или точные обстоятельства их гибели, так как текущая оперативная обстановка очень затрудняет регулярный доступ в Чечню независимых СМИ и наблюдателей правозащитных организаций. Однако, имеющиеся сообщения, касающиеся нескольких инцидентов, предполагают, что российские войска не принимают все меры предосторожности, необходимые для обеспечения защиты гражданского населения.

28-го сентября чеченские власти заявили, что со времени начала бомбардировок было убито от 400 до 500 мирных граждан, число раненых превышает 1000 человек, причем половина из числа погибших и раненых якобы женщины и дети. На 24-е октября сообщалось, что число жертв среди гражданского населения достигло 2,5 тысяч.

Так, заявлялось, что во время воздушных налетов 27-го сентября федеральные силы подвергли бомбардировке школу и жилищные районы в г. Старая Сунжа, к северу от Грозного: по сообщениям, погиб 21 человек и 44 человека ранены. Члены российской правозащитной организации “Мемориал”, беседовавшие в октябре с перемещенными лицами в Ингушетии, заявили, что в ходе этого удара, нанесенного четырьмя российскими военными самолетами “Сухой-25", пострадал жилищный район и два здания были полностью разрушены. По крайней мере шесть человек были убиты в цокольном гараже: семья Темирсултановых, среди которых были беременная женщина и двое детей - 3-летняя девочка и полутора годовалый мальчик.

Заявляют, что 24-го сентября во время воздушного налета вдоль трассы Ростов-Баку в районе г. Самашки, было убито 8 пассажиров автобуса. Согласно сообщениям из Чечни, обстрелу был подвергнут ряд районов с высокой концентрацией гражданского населения, включая телевизионную станцию.

12 октября, в грозненской больнице №9, корреспондент агентства “Франс-Пресс” интервьюировал Ахмеда Сириханова, 68 лет, и Хейзу Кавраеву, 10 лет, получивших ранения в голову, когда 5-го октября российский танк, по заявлениям, атаковал их переполненный автобус около села Червленное в северной Чечне. Ахмед Сириханов якобы сказал: “Мы как раз переехали через мост над Тереком около Червленного. Вдруг раздался взрыв, за ним - крики, и по всему автобусу разлетелись куски человеческого мяса. Мне в голову попал осколок.” Чеченские власти заявили, что в этом инциденте погибло 28 человек, в основном женщины и дети, девять человек из 12 оставшихся в живых получили серьезные ранения. Российское правительство отрицает свою ответственность за этот инцидент.

Члены “Мемориала”, посетившие Чечню с 9-го по 12-е октября, подтвердили сообщения о нанесении удара 7-го октября на село Элистанжи, в результате которого 48 мирных граждан погибли и свыше 100 человек получили ранения, среди них женщины и дети. Представитель “Мемориала” беседовал с 20 ранеными из Элистанжи в больницах Шали и Грозного; как сообщают, среди них был только один взрослый, остальные - женщины и дети. Представитель “Мемориала” также разговаривал с Д. Магомадовым, приехавшим в Элистанжи на похороны своей племянницы, 18-летней Имани Музаевой, находившейся на б-м месяце беременности и погибшей в результате этого нападения.

По сообщениям прессы, 9-го октября министр иностранных дел России Игорь Иванов якобы публично признал, что 2-недельная кампания воздушных и наземных операций повлекла за собой гражданские потери.

Одной из последних таких атак явился воздушный налет 29-го октября в Шами-Юрт, в 12 милях от Грозного, на гуманитарный конвой из пяти машин из чеченского отделения российского Красного Креста, по сообщениям, ехавшего с “ясно обозначенной эмблемой Красного Креста”, в результате которого, как сообщают, погибли по крайней мере 25 человек, в том числе двое местных сотрудников Международного Комитета Красного Креста (МККК), и не менее 70 человек были ранены, в том числе сотрудник МККК. Сообщения прессы цитировали российского премьер-министра Владимира Путина, якобы признавшего, что были допущены ошибки. Однако, российские власти официально отрицают ответственность за гибель гражданских лиц в результате этого удара.

Этот удар последовал за недавней, 21-го октября, бомбардировкой центрального рынка, мечети и единственного действующего роддома в Грозном. По сообщениям прессы, этот удар повлек за собой гибель по меньшей мере 137 мирных граждан, в том числе 13 матерей и 15 новорожденных в роддоме; среди людей, собравшихся в мечети на вечернюю молитву в селе Калинин погиб 41 человек и свыше 400 человек получили ранения. Российское правительство дало противоречивые объяснения этой атаке.

Международной Амнистии известно, что артобстрел Грозного не прекращается, и что в результате бомбардировки 27 октября, по сообщениям, погибло свыше 100 мирных жителей, когда, как сообщают, пострадали Городская больница №4 и автостанция. В последние три года, “HALO Trust”, лондонская организация по оказанию гуманитарной помощи, участвовала в программе обезвреживания мин в Чечне; 26-го октября, в результате ракетной атаки, были убиты его трое сотрудников, работавшие в гражданском районе к югу от г. Ачхой-Мартана. 1-го ноября директор “HALO Trust” Гай Уиллоби писал редактору лондонской “Таймс”: “Каждый день российские войска наносят удар за ударом, ракетами и артиллерией, по городам и селам всей страны. Бомбы сыплются на Грозный - район за районом.”

В письме от 28-го октября генеральный секретарь ОНН (Организация Непредставленных Народов), обращаясь к ООН с просьбой об оказании нажима на российские власти немедленно прекратить артобстрел гражданских объектов и обеспечить доступ международной гуманитарной помощи в Ингушетию и Чечню, сообщил: “Российские военные силы явно и систематически убивают тысячи мирных граждан в селах и городах по всей стране. Эти села, во многих милях от передовой линии по реке Терек, подвергаются бомбардировке, артобстрелу и неоднократным ракетным ударам - они не военные объекты и не ключевые узлы инфраструктуры. Они не укрывают террористов.” Эксперты этой организации также инспектировали центральный рынок Грозного после атаки 21-го октября. Они заключили, что “не остается никакого сомнения в том, что гибель мирных граждан была вызвана воздушным разрывным устройством, а не каким-то случайным взрывом оружейного склада”.

Международной Амнистии известно, что персонал “HALO Trust” в Грозном сообщил, что артобстрел города с 27 по 28 октября был совершенно беспорядочным и, предположительно, с целью принуждения его населения покинуть город. Организация также подтвердила, что Чечня остается полностью без газа, воды и электричества. По крайней мере четыре детских больницы и главная больница №9 были эвакуированы из города, так как оставаться в нем считалось слишком опасно. По сообщениям, больные были эвакуированы в провинциальные больницы, хотя сообщения предполагают, что они тоже небезопасны: сообщали, что в результате налета 29-го октября была полностью разрушена больница в Шалаши.

8-го октября на пресс-конференции в Москве, посланник чеченского президента Шарип Юсупов заявил, что в районах Чечни, контролируемых российскими войсками, имеет место “фильтрация” людей, особенно в отношении мужчин. Он заявил, что у них снимают отпечатки пальцев и проверяют паспорта. Он якобы сказал: “Все мужчины, представляющиеся подозрительными, отделяются от их семей и содержатся в лагерях, которые можно назвать только фильтрационными, в течение нескольких дней”. Международная Амнистия документировала многочисленные сообщения о повсеместных случаях жестокого обращения и пыток, в том числе применения электрошока, в отношении задержанных в таких лагерях, в ходе чеченского конфликта в 1994-96 годах.

Хотя сообщения о нарушениях международного гуманитарного права со стороны чеченской вооруженной оппозиции и менее многочисленны, имелись заявления российского министерства обороны о том, что чеченские боевики убивали мирных жителей за отказ укрыть их в своем селе. Так, имелись сообщения о том, что чеченские боевики препятствовали людям в их попытке покинуть территорию Чечни, что они используют людей как “живой щит” и заставляют их рыть укрепления. Международная Амнистия не располагает независимым подтверждением этих сообщений. В ходе конфликта в 1994-96 годах Международная Амнистия призывала чеченские власти публично осудить нарушения прав человека со стороны чеченских сил с тем, чтобы обеспечить гуманное отношение ко всем задержанным.

Озабоченность Международной Амнистии о беженцах и перемещенных лицах

По официальным оценкам, усилившиеся воздушные налеты вынудили около 200 000 мужчин, женщин и детей бежать из Чечни, из которых, согласно российскому министерству по чрезвычайным обстоятельствам, более 168 000 нашли приют в соседней российской республике Ингушетия; еще 10 000 человек в настоящее время находятся в Северной Осетии, 4000 человек - в Ставропольском крае и 3000 человек - в республике Дагестан. Меньшее число людей бежали в Грузию и Азербайджан, таким образом став беженцами.

Главный предмет озабоченности Международной Амнистии в отношении перемещенных лиц и беженцев касается отсутствия доступа агентств ООН и НПО по оказанию гуманитарной помощи и защиты; как и сообщения о том, что людям, спасающимся от конфликта, чинятся препятствия при пересечении национальных и международных границ, а также возможность того, что имело место вынужденное переселение.

     Закрытие 23-го октября российскими войсками последней трассы из Чечни в Ингушетию усугубило бедствие многих перемещенных лиц, спасающихся от конфликта. Согласно агентству “Интерфакс”, президент Ингушетии Руслан Аушев сказал: “У этих людей нет возможности вырваться из Чечни. В основном это женщины, дети и старики”. Российские власти в оправдание своих действий, заявили, что среди гражданских лиц могут быть террористы. Агентство “Франс-Пресс” процитировало 26-го октября представителя Офиса президента Ингушетии, якобы сказавшего, что несколько тысяч мирных граждан, пытавшихся пересечь границу с Ингушетией, были остановлены или повернуты назад в Чечню федеральными войсками, в результате закрытия границы российскими федеральными властями. Согласно сообщениям, с 23-го октября никому не было разрешено пересечь границу, пешком или на машине, что, как сообщают, также привело к разлучению семей. Согласно сообщениям прессы, российские федеральные войска якобы были проинструктированы стрелять на месте в каждого, кто попытается переходить чечено-ингушскую границу.

Согласно некоторым сообщениям СМИ, 1 -го ноября российские пограничники вновь открыли границу с Чечней, позволив людям, блокированным более чем в течение недели, покинуть регион или возвратиться туда в поисках потерянных родственников. По сообщениям, в первых машинах из Чечни, со дня закрытия российскими войсками границы, находились перемещенные лица, которые, как сообщают, составили 15-километровую живую очередь. Другие сообщения прессы предполагают, что российские войска открыли только один маршрут через границу - из Ингушетии в Чечню - ограниченному числу машин с перемещенными лицами.

По сообщениям, российские федеральные войска ночью 22 октября нанесли удар по г. Серноводску, около границы с Ингушетией. Сообщали, что согласно очевидцам, город был полон перемещенных лиц, и также заявлялось, что российские солдаты убили двух перемещенных лиц, пытавшихся перейти в Ингушетию.

Ранее полученные сообщения содержат такие же заявления. Представители “Мемориала”, возвратившиеся из Ингушетии 13-го октября, сказали Международной Амнистии, что 11-го октября они интервьюировали несколько перемещенных лиц, которые были повернуты назад на границе с Северной Осетией. Они сказали, что они были вынуждены возвращаться в Чечню вдоль реки Терек, подвергаясь артобстрелу с обеих сторон. Согласно полученной информации, 29-го сентября командир российских внутренних войск якобы приказал министру внутренних дел Северной Осетии закрыть проход для машин и гражданских лиц между территорией Чечни, Ингушетии и Северной Осетии путем проверки блокпостов.

Российские солдаты, проинтервьюированные 12-го октября корреспондентом агентства “Франс-Пресс”, заявили, что чеченские боевики иногда маскируются как беженцы в попытке пересечь границу, но что правительственные силы останавливают их арт-огнем. “Никто не имеет права перейти эту границу”, - как сообщают, заявил один солдат, при условии своей анонимности. “Мы часто открываем огонь по людям, пытающимся перейти границу”. Сообщалось 8-го октября, что неделей ранее грузинское телевидение передавало интервью с женщинами и детьми, которые, в течение пяти дней, шли пешком через горы в Грузию из пригородов Грозного. Согласно этим очевидцам, во время бомбардировки российскими войсками моста на реке Сунжа в Чечне были убиты женщина и двое маленьких детей.

10-го октября корреспондент агентства “Франс-Пресс” сообщил из Шатили, расположенном в грузинском горном районе Хевсурети, с блокпоста, пропустившим в течение последних двух недель около 1000 человек, что рано утром туда прибыли беженцы со своими пожитками в руках - они пришли узкой вьючной тропой, 1500 метров над уровнем моря и служащей единственной артерией между этими двумя кавказскими регионами.

“Мы ехали всю ночь, потому что днём русские бомбили дорогу”, сказала Ирина, домохозяйка из Грозного, бежавшая из Чечни со своими двумя детьми.

“Они бомбят по всему пути до самой границы”. сказала Ирина, и что ей пришлось полтора часа идти пешком от того места, где дорога закончилась на чеченской стороне, до границы и потом ещё два километра до начала дороги на грузинской стороне. “На дороге в Ингушетию - сплошной затор, и по ней могут проехать только те, у кого есть деньги”, продолжала она, добавив, что их группа, состоявшая из 18 женщин и восьмерых детей, находилась в пути три дня

Потом поступали различные сообщения о том, что российская полиция на границе Чечни с республикой Северная Осетия на юге России требовала деньги у чеченцев, стремившихся спастись бегством из зоны конфликта. Полиция на одном из пограничных постов требовала по 1000 рублей (около 40 долларов) и по 500 рублей за пропуск в Северную Осетию соответственно каждого мужчины и каждой женщины.

25 октября власти Ингушетии заявили, что в их республике были зарегистрированы 129 765 перемещенных лиц. Однако Международная Амнистия обеспокоена сообщениями о том, что большому числу гражданских лиц, пытающихся искать убежища за пределами затронутых конфликтом зон, чинят препятствия в этом, из-за чего их жизни находятся под угрозой.

Из-за массового исхода перемещённых лиц в такой короткий промежуток времени и из-за отсутствия в регионе представителей международных агентств возможности местных властей оказались чрезвычайно перенапряжены. Хотя Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) и ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) сумели отправить в места скопления беженцев несколько транспортов, гружёных предметами первой необходимости, всё же местные чиновники и Российский Красный Крест сообщали о серьёзных проблемах, связанных с отсутствием основных ресурсов, как например, палаток, одеял, лекарственных и санитарно-гигиенических средств. С приближением зимы нужды беженцев, по-видимому, станут ещё острее. 22 октября УВКБ выразила свою усиливающуюся озабоченность тем, что к началу зимы, которая бывает суровой на Северном Кавказе, десятки тысяч людей не будут иметь приюта. Того же 25 октября, Верховная уполномоченная ООН по делам беженцев выразила свою тревогу в связи с возрастающим числом жертв среди гражданского населения в Чечне и в связи с тем, что граница между Чечней и Ингушетией была закрыта. 28 октября ООН объявила, что вскоре в регион отправится делегация ООН с заданием оценить размеры гуманитарной катастрофы.

В сентябре 1999 г. Совет безопасности единогласно утвердил резолюцию № 1265, в которой утверждалось, среди прочего, что Совет “подчёркивает важность безопасного и беспрепятственного доступа персонала гуманитарных организаций к гражданским лицам, находящимся в ситуации вооружённого конфликта, включая беженцев и внутренних перемещенных лиц, а также важность защиты оказываемой им гуманитарной помощи”.

Согласно сообщениям средств массовой информации правительство Российской Федерации начало процесс возвращения перемещённых лиц в районы Чечни, находящиеся под российским контролем. Однако, как говорилось в сообщении агентства Рейтере от 20 октября, многие их тех, кто возвращается, обнаруживают, что их дома разрушены и ограблены и что отсутствуют самые элементарные условия для существования. Поступали также сообщения о перемещении беженцев в центральную Россию, в Тамбов, где, по словам местных должностных лиц, у некоторых из них нет зимней одежды и денег на питание. Ввиду отсутствия в регионе представителей международных агентств возникают серьёзные сомнения в отношении того, что такое новое перемещение перемещённых лиц производится на добровольной и информированной основе.

Эти действия являются нарушением международных правовых норм, изложенных в документе ООН “Руководящие принципы ООН касательно внутреннего перемещения” и подтверждённых Резолюцией 1998/50 Комиссии по правам человека. Принцип 14 гласит, что каждое внутреннее перемещённое лицо имеет право на свободу передвижения и выбора места своего жительства. В том же принципе предусмотрено также право внутренних перемещённых лиц на свободный вход в лагеря и другие поселения и выход из них. Принцип 15 гласит, что внутренние перемещённые лица имеют:

Готовность правительства Грузии предоставить защиту беженцам, покидающим Чечню, является вполне общепризнанной. Тем не менее, вызывают крайнюю тревогу сообщения о том, что на границах Грузии отсеивают “боевиков” и других лиц с “сомнительной репутацией”. Согласно другим неподтверждённым сообщениям, которые мы получили, мужчинам “боеспособного” возраста запрещён въезд в Грузию, и это может привести к разлучению семей на границе и к насильственному возвращению законных беженцев в места, где им грозит опасность.

Необходимость в процессе отсеивания, среди прочего, приписывается политической озабоченности в самой Грузии и давлению, оказываемому на грузинское правительство Россией, причём такое давление усиливается тем, что российские войска бомбят некоторые приграничные регионы. По сообщениям, 87-километровый чеченский участок грузинско-российской границы находится под усиленной охраной.

Хотя мы понимаем, что правительство Грузии заботит стабильность его страны, однако, возвращение людей, просящих убежища, без предоставления им надлежащей возможности того, чтобы причины, по которым они просят убежища, были рассмотрены, является нарушением международного права касательно беженцев.

Аналогичным образом, мы напоминаем правительству Российской Федерации, что, в соответствии с Декларацией ООН о территориальном убежище, предоставление государством убежища лицам, имеющим право сослаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, является мирным и гуманитарным актом и как таковое не может считаться никаким другим государством недружественным актом.

Озабоченность Международной Амнистии в связи с преследованием чеченцев и представителей других кавказских народов сотрудниками правоохранительных органов в Москве и других крупных городах, в том числе в связи со случаями пыток и жестокого обращения при содержании под стражей и случаями принудительной высылки:

В сентябре российские должностные лица правоохранительных органов, как и местные власти в Москве и других больших городах, развернули, как представляется, массивную кампанию запугивания с целью осуществления незаконной практики проверки “прописки” или “регистрации”, предположительно, направленной главным образом на чеченцев и других представителей народов Кавказа. По сообщениям, полиция собрала около 20 000 иногородних, и более половины из них было отказано в официальной регистрации и разрешении на проживание. Должностные лица в Москве заявили, что около 10 000 иногородних, не имевших разрешения на проживание и которым было отказано в регистрации, были депортированы из города.

За последние два месяца Международная Амнистия получила ряд сообщений из Москвы, в которых упоминалось о произвольном задержании и выселении чеченцев и лиц других национальностей, включая случаи жестокого обращения с ними при содержании под стражей со стороны сотрудников российских правоохранительных органов и местных властей, как в Москве, так и в других крупных городах Российской Федерации. Обращаясь к российским властям, организация подчеркнула, что “борьба против преступности и терроризма” - это не оправдание нарушений прав человека.

Отсутствие “регистрации” или “прописки”, по-видимому, используется властями как предлог для того, чтобы останавливать любое лицо “кавказской национальности” с целью проверки документов и последующего его задержания. В сообщениях, авторы которых ссылаются на источники в московской полиции, утверждается, что сотрудники правоохранительных органов получили приказ останавливать любого чеченца на улице, независимо от его “регистрационного” статуса. Те же источники утверждают, что вблизи Москвы организовываются лагеря для задержанных чеченцев, которых предполагают обменивать на российских военнопленных.

Система так называемой “прописки”, хоть она и была юридически упразднена в национальном законодательстве в 1991 г., по-прежнему принудительно применяется местными властями в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, в которых ужесточены строгие правила, требующие предварительного официального разрешения на проживание. Переселенцы, внутреннее перемещённые лица и лица, просящие убежища, у которых нет разрешений на проживание, обычно не имеют доступа к медицинской помощи, образованию и социальному обеспечению, и сотрудники правоохранительных органов часто подвергают их произвольным арестам и принудительному выселению.

Дело Саида Лорсанукаева

В сообщениях, полученных в первой половине сентября 1999 г., утверждается, что в 2 часа ночи двое полицейских постучали в дверь Сайда Лорсанукаева, помощника спикера Государственной думы и в порядке рутинной проверки потребовали, чтобы он предъявил документы, удостоверяющие его личность. В сообщениях утверждается далее, что полчаса спустя группа людей в штатском ворвалась в его квартиру; они заставили жену Лорсанукаева и четверых их детей подняться с постелей и доставили всю семью в отделение полиции, где, как сообщают, их допрашивали до 4 часов утра. “Это было унизительно”, сказал, по сообщениям. Сайд Лорсанукаев. “Они, что, видят бандита в каждом чеченце? Ну, а в чём дети виноваты?”

Дело Амирхана Якубовича

По сообщениям, полицейские остановили машину, которую вёл Амирхан Якубович и где находился его брат, и принудили их проехать в близлежащий лес. Там полицейские, как сообщают, избили их и сказали, что застрелят их. Позднее, по сообщениям, Амирхан Якубович заявил, что полицейские подложили несколько пуль в его карман и пакет - в карман брата. После этого полиция обвинила Амирхана Якубовича и его брата в хранении наркотиков и незаконного огнестрельного оружия.

Дело Малики Такаевой

Как сообщает московская правозащитная группа “Гражданское содействие”, Малика Такаева, ранее работавшая в Министерстве финансов в Чечне, проживала в Москве вместе со своими братом и сестрой с 1995 г. Недавно истёк срок выданного Такаевым разрешения на проживание, но у них не было времени возобновить его. В сообщении говорится, что 11 сентября все их троих оштрафовали и 13 сентября они были задержаны УВД района Чертаново-Центральное в Москве. Друзья и коллеги Малики Такаевой не знали, где она находится. В конце концов, им стало известно, что Чертановский суд в Москве приговорил Такаевых к пятидневному тюремному заключению по обвинению в “мелком хулиганстве” (статья 158 Административного кодекса).

Тем не менее, их содержали под стражей в том же месте, что и лиц, взятых под стражу по уголовным обвинениям. Во время допроса им, по сообщениям, угрожали тем, что их поместят в подвал “гнить”, и им сказали, что их сестру убьют. После того как их отпустили, Такаевы вернулись домой и обнаружили, что их квартира опечатана. Прибывшие полицейские, по сообщениям, дали им 24 часа на то, чтобы они увезли из квартиры свои вещи. Через час явился еще один полицейский и, как утверждают, заявил, что чеченцев надо не высылать, а уничтожать. 19 сентября Такаевы уехали из Москвы в Нальчик, хоть у них и не было гарантии, что им разрешат остаться в нальчикском общежитии, где живёт их мать.

Заявления о жестоком обращении с Зелимханом Абдул-Вабовичем Темирсултановым 17 лет

Согласно поступившему сообщению, Зелимхан Абдул-Вабович Темирсултанов, 1982 г. рождения, происходящий из чеченской семьи, члены которой являются внутренними перемещёнными лицами, 18 сентября 1999 г. подвергся жестокому обращению со стороны сотрудников отделения внутренних дел при Московском государственном университете. Как сообщают, сотрудники Госавтоинспекции остановили машину, которую вёл Зелимхан Темирсултанов, направлявшийся на работу к своей матери в Москве, отобрали у него водительские права и доставили его в отделение внутренних дел при МГУ. Там, по сообщениям, сотрудники отвели Зелимхана Темирсултанова в отдельное помещение, порвали его разрешение на проживание и, как утверждают, избили его. Сообщают также, что сотрудники этого правоохранительного органа угрожали ему продолжением физического насилия, как например, вскрытием почки металлическим орудием.

По сообщениям, мать Зелимхана Темирсултанова была вызвана в Отдел УВД Московского Государственного Университета, где ей сказали, что ее сын находится у них под стражей. Около 10.30 вечера Зелимхан Темирсултанов был передан его матери. Она взяла его на медосмотр в Институт им. Склифософского, где выдали справку, удостоверяющую, что Зелимхан Темирсултанов получил травмы в области головы и левой стороны груди.

Международной Амнистии не известно о проведении какого-либо официального расследования по поводу заявлений о пытках и жестоком обращении с чеченцами в период их нахождения под стражей.

Ответ международного сообщества

Сдержанная реакция международного сообщества на последствия чеченского конфликта в отношении гражданского населения также ярко контрастирует с тем, о чем говорилось в последние недели и месяцы в ООН по вопросу защиты гражданских лиц в ходе конфликтов или в иных ситуациях, влекущих массовые нарушения прав человека. В своем обращении к Генеральной ассамблее генеральный секретарь ООН Кофи Аннан отметил: “Для того, чтобы новое обязательство по оказанию вмешательства в ситуации, чреватые огромными страданиями людей, продолжало находить поддержку у всех народов, оно должно соблюдаться - и должно быть видно, что оно соблюдается - справедливо и последовательно, вне зависимости от региона или народа. Человечество, в конечном счете, - неделимо”.

В августе этого года Совет безопасности принял Резолюцию 1251, касающуюся детей и вооруженных конфликтов; в сентябре он принял Резолюцию 1265 о защите гражданского населения в ходе вооруженного конфликта. Эти Резолюции, среди прочего, решительно осудили выбор гражданского населения в качестве мишени в ходе конфликта и призвали к предоставлению полного и беспрепятственного доступа к гражданским лицам, пострадавшим в результате конфликта.

Эти резолюции имеют критическое значение, так как они вновь подтверждают, что защита гражданского населения является основополагающим положением мандата Совета безопасности в обеспечении мира и безопасности.

В своем выступлении на заседании Генеральной ассамблеи в сентябре этого года генеральный секретарь ООН Кофи Аннан так определил основную задачу Совета безопасности и ООН: “Ковать единство, исходя из принципа о том, что массовые и систематические нарушения прав человека, где бы они ни совершались, недопустимы.” Кроме того, говоря о тех больших переменах, стоящих перед ООН на пороге нового тысячелетия, он сказал: “Они, однако, требуют от нас готовности мыслить по-новому - о том, как ООН отвечает на политические, правозащитные и гуманитарные кризисы, воздействие которых ощущается на значительной территории земного шара, о мерах, используемых международным сообществом в бедственных ситуациях, и о нашей готовности действовать в одних зонах конфликта, но ограничиваться гуманитарными полумерами во многих других, ежедневно влекущих гибель и страдания людей, что должно пристыдить нас и заставить принять действия.”

Международная Амнистия призывает ООН и входящие в нее страны обеспечить то, чтобы обязательства, утвержденные в недавних Резолюциях, равно как и обязательства, закрепленные в Уставе ООН, соблюдались на основе всеобщности и без всякого выбора. Необходимо, чтобы ООН видели действенной по обеспечению того, чтобы все стороны, участвующие в конфликте, выполняли свои обязательства по международному и гуманитарному праву, и чтобы гражданским лицам, пострадавшим в ходе конфликта, были предоставлены полноценная защита и содействие, независимо от региона. Правительство Российской Федерации и руководство чеченских вооруженных оппозиционных группировок должны соблюдать нормы международного гуманитарного права во избежание повторения трагедии 1994-96 годов.

Рекомендации Международной Амнистии

Международная Амнистия предлагает ООН и международному сообществу следующие рекомендации:

Совету Безопасности

1. Совет безопасности, со ссылкой на собственные обязательства, касающиеся обеспечения защиты гражданского населения в ходе вооруженного конфликта, определенные в Резолюции 1265 от 17-го сентября 1999 года, в частности, в статье 2, которая “решительно осуждая умышленный выбор гражданского населения в качестве мишени в ходе вооруженного конфликта, как и нанесение ударов по объектам, защищенным по международному праву, призывает все стороны, участвующие в конфликте, положить конец такой практике”, должен призвать все стороны, участвующие в конфликте, к соблюдению норм международного гуманитарного права.

2. Международная Амнистия также призывает Совет безопасности санкционировать проведение международного расследования всех заявлений, касающихся нарушений международного гуманитарного права с целью установления истины и выявления лиц, виновных в таких нарушениях.

3. В соответствии с Резолюцией 1265, принятой Советом безопасности, Международная Амнистия обращается к нему с просьбой призвать правительство Российской Федерации предоставить гуманитарным агентствам ООН и НПО полный, беспрепятственный и безопасный доступ к перемещенным лицам. Совет безопасности также должен призвать все стороны, участвующие в конфликте в Чечне, уважать статус гуманитарных организаций и их персонала, будь то ООН или НПО, как и напомнить воюющим сторонам положения принятой в 1994 году Конвенции об обеспечении безопасности ООН и ее персонала, также как и соответствующие положения международного гуманитарного права.

Генеральной ассамблее

4. В ходе обсуждения “Дополнительных сообщений к региональной конференции по проблемам, касающихся беженцев, перемещенных лиц, других видов вынужденного перемещения, а также возвращенцев в страны СНГ и соответствующие соседние государства”, Третий комитет Генеральной ассамблеи должен резко осудить высокие потери среди гражданского населения, как и высокое число перемещенных лиц, как прямое следствие непрекращающегося вооруженного конфликта. Он должен призвать всех участников конфликта соблюдать международное гуманитарное право, обеспечить защиту гражданского населения, содействовать работе организаций ООН и НПО, предоставить помощь и защиту перемещенным лицам и беженцам.

Генеральному секретарю ООН

5. Генеральный секретарь ООН должен попросить российское правительство конкретизировать, какие меры принимаются и будут приняты с целью предупреждения и обеспечения защиты гражданского населения в ходе военных операций; предоставить информацию о всех инцидентах, касающихся гибели гражданских лиц; какие шаги приняты для избежания гибели мирных граждан, в том числе информирование вооруженного состава о нормах международного гуманитарного права; и меры, принятые по проведению расследования заявлений о нарушениях гуманитарного и правозащитного права и привлечении лиц, виновных в совершении таких нарушений, к ответственности.

Агентствам ООН по оказанию гуманитарной помощи и защиты

6. При содействии правительства Российской Федерации агентства ООН смогли доставить свои поставки, предназначенные перемещенным лицам. Запланированная гуманитарная наблюдательная миссия должна обеспечить то, чтобы ее мандат включал предоставление защиты, равно как и содействия перемещеннь™ лицам и, следовательно, она должна включать представителя Управления Верховного комиссара по правам человека, также как и представителя Управления по координации гуманитарных вопросов, ЮНИСЕФ, УВКБ и других гуманитарных организаций.

7. УВКБ и другие организации ООН по оказанию гуманитарной помощи должны поднять с российскими властями вопрос о свободном передвижении перемещенных лиц - или обратно в Чечню или в другие районы Российской Федерации; гуманитарные организации должны призвать российское правительство соблюдать “Правила ООН, касающиеся перемещения внутри страны”, в частности, положения Принцип 14 и Принцип 15.

8. УВКБ должен настаивать на том, чтобы правительство Грузии, как участник Конвенции ООН о статусе беженцев от 1951 года и Протокола к ней от 1967 года, соблюдало свои международные обязательства о предоставлении защиты всем лицам, добивающимся убежища на ее границах. В этой связи, правительству Грузии необходимо напомнить о том, что оно должно принять все меры, гарантирующие открытость ее границ, как и то, чтобы все должностные лица на пропускных пунктах были проинформированы о необходимости передачи всех просителей убежища соответствующим властям с целью рассмотрения ими их заявлений, как и с тем, чтобы - наиболее важно -соблюдался широко принятый принцип недепортации (non-refoulement).

9. Российскому правительству, как участнику Конвенции ООН о статусе беженцев от 1951 года и Протокола к ней от 1967 года, необходимо напомнить о том, что в законодательстве, касающемся беженцев, четко определено, что предоставление убежища - это мирный гуманитарный акт, который не должен восприниматься как недружелюбный любым другим государством. В этой связи, они не должны принимать действия, служащие угрозе или запугиванию правительства Грузии по поводу продолжения законного допуска в страну просителей убежища в поисках пристанища. Аналогично, правительству Грузии необходимо напомнить о том, что когда оно действует от имени международного сообщества в предоставлении защиты беженцам, любое предложение защиты является гуманитарным актом, и что лагеря для беженцев должны оставаться гражданскими по своему характеру.

Представителю генерального секретаря по вопросам, касающимся перемещенных лиц

10. Представитель генерального секретаря по вопросам, касающимся перемещенных лиц, должен использовать свой авторитет и возможности для обеспечения со стороны российского правительства того, чтобы перемещенным лицам были предоставлены полноценная защита и содействие в соответствии с международными нормами, в том числе определенными в “Руководящие принципы ООН касательно внутреннего перемещения”, как и обеспечения того, чтобы УВКБ и гуманитарные агентства ООН приняли все меры, необходимые для предоставления содействия и защиты перемещенным лицам.

Специальному представителю генерального секретаря по вопросам, касающимся детей и вооруженного конфликта

11. Спецпредставитель генерального секретаря по вопросам, касающимся детей и вооруженного конфликта, должен призвать российское правительство к немедленному соблюдению всех соответствующих положений международного гуманитарного и правозащитного права, особенно Конвенции о правах ребенка, с целью обеспечения эффективных международных действий по защите детей, пострадавших в чеченском конфликте, как и по оказанию защиты и помощи перемещенным детям и детям-беженцам, спасающимся от конфликта. Он также должен напомнить Совету безопасности о его обязательствах по принятой им Резолюции 1261, призывающей все стороны строго соблюдать обязательства международного права, обеспечить персоналу гуманитарных организаций полный, безопасный и беспрепятственный доступ, равно как и обеспечить доставку гуманитарной помощи всем детям, пострадавшим в результате вооруженного конфликта.

Пьер Санэ

Генеральный секретарь

Международная Амнистия
ноябрь 1999
AI Index: EUR 46/38/99