Жалоба на отказ в выдаче копии протоколов «троек» НКВД подана в ВС РФ

30.06.2021
Представитель Международного Мемориала в суде юрист Арсений Левинсон

23 июня 2021 года Международный Мемориал подал в Верховный Суд РФ кассационную жалобу на решение Петрозаводского горсуда от 17 июня 2020 года, апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 07 сентября 2020 года и кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07 апреля 2021 года, которые поддержали отказ Управления ФСБ (УФСБ) Республики Карелия предоставить истцу возможность сфотографировать протоколы «троек» НКВД или выставить счет на оплату услуг архива за копирование. 

Копии запрошенных архивных документов – 46 протоколов «троек» НКВД КАССР и 32 протоколов «особой тройки» НКВД КАССР – нужны для исследования на тему «Большой террор в Карелии», требующего анализа решений органов власти СССР и КАССР. Важный элемент этой работы – представить широкой публике копии архивных документов как подтверждение исторической правды.

УФСБ Карелии отказало в просьбе, сославшись на отсутствие услуги платного ксерокопирования и на запрет самостоятельного фотографирования архивных документов. 

Петрозаводский городской суд, где Международный Мемориал обжаловал отказ УФСБ, в удовлетворении административного иска отказал. Апелляционная и кассационная инстанции оставили данное решение без изменения. 

В своих решениях суды сослались на ч. 3 ст. 11 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» и на Приказ Минкультуры РФ N 375, МВД РФ N 584, ФСБ РФ N 352 от 25 июля 2006 года, указав на отсутствие у истца права на копирование архивных документов, так как истец не относится к числу реабилитированных лиц и их родственников. 

По мнению Международного Мемориала, суды неверно истолковали закон, а также не применили закон, подлежащий к применению, так как:

1. Наличие права на получение копий у реабилитированных лиц и их родственников не означает отсутствие такого права у других граждан. Та же часть 3 статьи 11 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий», на которую ссылаются суды, равно как и ч. 1 п. 1 Приказа от 25 июля 2006 года, содержит положение, согласно которому «ознакомление других лиц с указанными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов». Такой порядок установлен гл. 6 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», который прямо предусматривает возможность получения копий архивных документов при ознакомлении с ними. Пунктом 2 ч. 1.1 ст. 24 данного закона закреплено, что доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых пользователю документов, «в том числе в форме электронных документов». 

2. Право на получение и распространение информации является конституционным (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) и может быть ограничено только федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Федеральные законы «О реабилитации жертв политических репрессий» и «Об архивном деле в Российской Федерации» не содержат такого ограничения права на свободу распространения информации, как получение или изготовление копий архивных документов. Это подтверждает практика Верховного суда РФ (решение от 28 марта 2016 года № АКПИ16-23, апелляционное определение от 28 июня 2016 года № АПЛ16-203, решение от 15 ноября 2018 года № АКПИ18-918). 

3. Возможность получения копий архивных документов предусмотрена подзаконными актами, например пунктом 5.7 Приказа Минкультуры России N 526 «Об утверждении правил организации хранения, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях». Архив УФСБ по Республике Карелия относится к архивам государственных органов, значит, данные правила на него распространяются. Приказ Росархива N 143 от 01 сентября 2017 года, устанавливающий порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, в п.п. 4.1.14 – 4.1.15 также указывает на возможность получения копий архивных документов, но на платной основе. В свою очередь, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций не сослались на положения какого-либо подзаконного акта, устанавливающего запрет на получение копий архивных документов при ознакомлении с материалами государственных архивов.

4. Лишение возможности получить копии или сфотографировать материалы в архиве УФСБ дискриминирует истца как пользователя этого архива. Государственные и муниципальные архивы по заказу пользователей предоставляют им электронные копии архивных документов и/или разрешают самостоятельное копирование при ознакомлении с ними за плату. Ст. 19 Конституции России гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Различия в правах пользователей государственных и ведомственных архивов не имеют никакой разумной цели, противоречат Конституции РФ и дискриминируют пользователей ведомственных архивов. 

Международный Мемориал просит Верховный Суд РФ отменить решения нижестоящих инстанций, признать незаконным отказ УФСБ по Республики Карелия и обязать ответчика предоставить пользователям возможность самостоятельно копировать собственными техническими средствами архивные документы или получить платные копии.

Представитель Международного Мемориала в суде Арсений Левинсон рассказал, что в возражениях на иск и апелляционную жалобу УФСБ по Республики Карелия ссылалось на положения законодательства о защите чести, доброго имени и деловой репутации. Не было понятно, к чему эти ссылки, чьи честь и достоинство имеются в виду, пока представитель ответчика не произнес: как же мы можем дать документы, даже если все фигурирующие в протоколах лица реабилитированы, там ведь еще и фамилии сотрудников НКВД указаны! 

«То есть фактически УФСБ препятствует в получении копий документов о Большом терроре в Карелии, чтобы защитить честь и деловую репутацию сотрудников НКВД, сфальсифицировавших дела против граждан», – подчеркнул Арсений Левинсон.

Полный текст кассационной жалобы