Проект федерального закона
«Об информационно-психологической безопасности»
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Государственная система обеспечения информационно-психологической
безопасности
Глава 3. Заключительные положения
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона
1. Целью настоящего Федерального закона является защита физических лиц,
находящихся на территории Российской Федерации, от негативных информационно-психологических
воздействий.
2. Объектом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения,
возникающие в связи с информационно-психологическими воздействиями на человека,
группу лиц, население, а также их защитой от негативных последствий такого
воздействия.
3. Субъектами настоящего Федерального закона являются: лица, подвергшиеся
негативному информационно-психологическому воздействию; лица, группа лиц,
организации осуществляющие информационно-психологические воздействия;
уполномоченные органы и организации по обеспечению информационно-психологической
безопасности.
4. Обеспечение информационно-психологической безопасности осуществляется
государством в лице уполномоченных органов государственной власти, органов
местного самоуправления, уполномоченных органов и организаций.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные
понятия:
Информационно-психологическая безопасность — состояние защищенности, отдельных
лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий
и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и
государства в информационной сфере.
Негативное информационно-психологическое воздействие — воздействие на человека
или группу лиц (в том числе, помимо их воли), осуществляемое с использованием
специальных средств и методов воздействия на психику человека и приводящее
к негативным последствиям для личности, общества и государства.
Специальные средства воздействия — технические и программные средства, используемые
для негативного информационно-психологического воздействия на человека
или группу лиц.
Специальные методы воздействия — последовательность приемов воздействия
на психику человека, применение которых приводит к негативным последствиям
для личности, общества и государства.
Стандарты информационно-психологической безопасности — утвержденные в установленном
порядке параметры информационно-психологического воздействия, не вызывающие
негативных последствий для психики человека.
Статья 3. Законодательство об информационно-психологической безопасности
Законодательство об информационно-психологической безопасности состоит
из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним нормативных
правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах
полномочий, делегированных им федеральными органами власти, регулирующих
отношения в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности.
Статья 4. Принципы обеспечения информационно-психологической безопасности
Основными принципами обеспечения информационно-психологической безопасности
являются:
адекватность мер безопасности существующим угрозам;
государственная монополия на разработку и производство специальных средств
информационно-психологического воздействия, использование которых разрешается
в случаях, установленных в статье 16 настоящего Федерального закона;
сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения
информационно-психологической безопасности с передачей, в соответствии
с федеральным устройством России, части полномочий в этой области органам
государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного
самоуправления;
гласность и гражданский контроль за обеспечением информационно-психологической
безопасности;
обязательность участия общественных организаций в деятельности по обеспечению
информационно-психологической безопасности.
Статья 5. Угрозы негативных информационно-психологических воздействий
1. К основным угрозам информационно-психологической безопасности относится
возможность наступления негативных последствий для субъектов, подвергающихся
информационно-психологическому воздействию, которые могут выражаться в
следующих формах:
причинение вреда здоровью человека;
блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека,
искусственное привитие ему синдрома зависимости;
утрата способности к политической, культурной, нравственной самоидентификации
человека;
манипуляция общественным сознанием;
разрушение единого информационного и духовного пространства Российской
Федерации, традиционных устоев общества и общественной нравственности,
а также нарушении иных жизненно важных интересов личности, общества и государства.
2. Угрозы информационно-психологической безопасности реализуются через
разработку, изготовление, распространение и применение субъектами негативных
информационно-психологических воздействий специальных средств и методов
такого воздействия.
Глава 2. Государственная система обеспечения информационно-психологической
безопасности
Статья 6. Основные задачи государственной политики в области обеспечения
информационно-психологической безопасности
Государственная политика в области обеспечения информационно-психологической
безопасности направлена на решение следующих основных задач:
совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения
информационно-психологической безопасности;
формирование системы обеспечения информационно-психологической безопасности;
координация деятельности органов государственной власти и общественных
объединений по обеспечению информационно-психологической безопасности;
определение полномочий органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения информационно-психологической
безопасности;
установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене
информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;
сохранение единого информационного и духовного пространства Российской
Федерации, традиционных устоев общества и общественной нравственности;
развитие и поддержка отечественного производства средств защиты от негативных
информационно-психологических воздействий;
развития правосознания и правовой культуры граждан в области обеспечения
информационно-психологической безопасности;
обучение населения методам самозащиты от негативных информационно-психологических
воздействий, основам безопасного поведения в современной информационной
среде;
организация международного сотрудничества в области обеспечения информационно-психологической
безопасности.
Статья 7. Функции государственной системы обеспечения информационно-психологической
безопасности
Государственная система обеспечения информационно-психологической безопасности
осуществляет следующие функции:
выявление и учет субъектов, осуществляющих негативные информационно-психологические
воздействия, и контроль за их деятельностью;
ведение мониторинга негативных информационно-психологических воздействий;
пресечение негативных информационно-психологических воздействий;
подготовка кадров для обеспечения информационно-психологической безопасности
с привлечением негосударственных образовательных и научных организаций;
разработка и совершенствование методов и средств выявления и нейтрализации
негативных информационно-психологических воздействий, реабилитации лиц,
пострадавших от такого воздействия;
организация реабилитации лиц, пострадавших от негативных информационно-психологических
воздействий;
организация системы лицензирования, сертификации, экспертизы и контроля
в сфере информационно-психологической безопасности;
организация разработки и принятия стандартов в сфере информационно-психологической
безопасности;
разработка специальных средств и методов информационно-психологических
воздействий для применения в случаях, установленных в статье 16 настоящего
Федерального закона;
информирование общественности о деятельности лиц и организаций, нарушающих
законодательство в области информационно-психологической безопасности;
содействие разработке и принятию норм международного права в области обеспечения
информационно-психологической безопасности.
Статья 8. Структура системы обеспечения информационно-психологической безопасности
Для осуществления государственной политики в области обеспечения информационно-психологической
безопасности в соответствии с заявленными задачами, функциями и принципами
формируется государственная система обеспечения информационно-психологической
безопасности, которая состоит из органов и организаций обеспечения информационно-психологической
безопасности.
Статья 9. Органы государственной системы обеспечения информационно-психологической
безопасности
1. К органам государственной системы обеспечения информационно-психологической
безопасности относятся федеральные органы государственной власти, выполняющие
в пределах своей компетенции полностью или частично задачи и функции, указанные
в статьях 6 и 7 настоящего Федерального закона, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
в соответствии с делегированными им вышестоящими органами государственной
власти полномочиями по обеспечению информационно-психологической безопасности,
установленными действующим законодательством.
2. Координацию работ по обеспечению информационно-психологической безопасности
осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный
орган по обеспечению информационно-психологической безопасности, который
осуществляет также:
организацию лицензирования лиц и организаций, составляющих силы обеспечения
информационно-психологической безопасности, и контроль за лицензируемой
деятельностью;
организацию сертификации средств и методов информационно-психологического
воздействия и контроль за деятельностью по сертификации;
организацию экспертизы в целях обеспечения информационно-психологической
безопасности и контроль за деятельностью экспертных организаций (подразделений);
формирование государственного заказа на проведение исследований в сфере
информационно-психологической безопасности;
контроль за обеспечением информационно-психологической безопасности в целом;
подготовку ежегодного доклада Президенту Российской Федерации о состоянии
информационно-психологической безопасности страны;
информирование органов государственной власти и органов местного самоуправления
об угрозах информационно-психологической безопасности и принимаемых мерах
по ее обеспечению, о недостатках обеспечения информационно-психологической
безопасности, выявленных в ходе контроля. Органы государственной власти
и органы местного самоуправления обязаны учитывать указанную информацию
при принятии соответствующих решений в пределах своей компетенции.
3. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган
отвечает за формирование системы обеспечения информационно-психологической
безопасности и организацию ее деятельности в соответствии с задачами, функциями
и принципами, установленными настоящим Федеральным законом.
Статья 10. Организации обеспечения информационно-психологической безопасности
К организациям обеспечения информационно-психологической безопасности относятся:
головные и ведущие научно-исследовательские, научно-технические, проектные,
конструкторские и другие государственные организации, осуществляющие исследования
и разработки в области создания методов и средств защиты от негативных
информационно-психологических воздействий на психику человека;
учебные заведения по подготовке и переподготовке кадров в области обеспечения
информационно-психологической безопасности;
уполномоченные органами государственной системы обеспечения информационно-психологической
безопасности организации, осуществляющие отдельные функции по обеспечению
информационно-психологической безопасности.
Статья 11. Лицензирование в области обеспечения информационно-психологической
безопасности
1. Лицензирование деятельности организаций, связанной с обеспечением информационно-психологической
безопасности, осуществляется, органами, уполномоченными Правительством
Российской Федерации, по предложениям Федерального органа по обеспечению
информационно-психологической безопасности и в соответствии с Федеральным
законом.
2. Необходимым условием получения лицензии является наличие сертификатов
на средства и методы, используемые при осуществлении лицензируемой деятельности.
3. Государственные органы имеют право на деятельность по обеспечению информационно-психологической
безопасности без лицензии в пределах своей компетенции, установленной действующим
законодательством.
Статья 12. Сертификация средств и методов обеспечения информационно-психологической
безопасности
Обязательной сертификации подлежат средства и методы обеспечения информационно-психологической
безопасности. Перечень таких средств и методов и порядок их сертификации
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Экспертиза в целях выявления негативных информационно-психологических
воздействий
1. Государственная экспертиза в целях выявления негативных информационно-психологических
воздействий осуществляется организациями, уполномоченными Правительством
Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
2. Государственная экспертиза осуществляется по поручениям органов обеспечения
информационно-психологической безопасности, а также в заявительном порядке.
С заявлением на проведение экспертизы вправе обращаться лица, подвергшиеся
негативным информационно-психологическим воздействиям, а также лица, действующие
в их интересах, в соответствии с гражданским законодательством, в том числе
их родственники, доверенные лица, работодатели, общественные объединения.
Если в результате экспертизы выявлено негативное информационно-психологическое
воздействие на психику человека, лицу, подвергшемуся такому воздействию,
оказывается реабилитационная помощь в соответствии с действующим законодательством.
3. Заключение экспертизы может быть обжаловано в суд или арбитражный суд
в установленном порядке.
Статья 14. Контроль за обеспечением информационно-психологической безопасности
1. Контроль за обеспечением информационно-психологической безопасности
на территории Российской Федерации осуществляется уполномоченным Правительством
Российской Федерации органом по обеспечению информационно-психологической
безопасности, федеральными органами государственной власти, органами власти
субъектов Российской Федерации и органами самоуправления в пределах их
полномочий, а также уполномоченными ими органами и организациями.
2. При осуществлении контроля за обеспечением информационно-психологической
безопасности уполномоченные органы проводят регистрацию выявленных субъектов,
осуществляющих негативное информационно-психологическое воздействие.
Статья 15. Исключительные случаи применения специальных средств и методов
информационно-психологического воздействия
1. Применение специальных средств и методов информационно-психологического
воздействия разрешается органам и организациям, входящим в государственную
систему обеспечения информационно-психологической безопасности, в следующих
случаях:
1) без согласия субъекта, в отношении которого применяются такие средства
и методы воздействия:
в чрезвычайных ситуациях, возникающих во время катастроф природного, техногенного
и антропогенного происхождения с целью локализации и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций;
при проведении антитеррористических и миротворческих операций, в ходе военных
действий при отражении внешней агрессии по отношению к государству;
2) с согласия лица, в отношении которого применяются такие средства и методы
воздействия:
с научными целями, при проведении исследований в области психики;
при подготовке специалистов, использующих средства и методы воздействия
на психику;
при подготовке специалистов, чья деятельность связана с экстремальными
и чрезвычайными ситуациями,
при подготовке специалистов по проведению антитеррористических операций;
при подготовке специалистов в области информационной безопасности.
2. Перечень оснований для применения специальных средств и методов информационно-психологического
воздействия является исчерпывающим и может быть изменен только Федеральным
законом.
Статья 16. Международное сотрудничество в области обеспечения информационно-психологической
безопасности
1. Российская Федерация содействует развитию международного сотрудничества
в области информационно-психологической безопасности, включая решение проблем
правового регулирования.
2. Международное сотрудничество в области обеспечения информационно-психологической
безопасности осуществляется на основе международных договоров и соглашений
Российской Федерации.
3. Российская Федерация при осуществлении международного сотрудничества
в области обеспечения информационно-психологической безопасности исходит
из необходимости защиты психики любого человека от негативных информационно-психологических
воздействий и руководствуется следующими принципами:
каждый человек, независимо от его гражданства и местонахождения должен
быть защищен от негативных информационно-психологических воздействий;
хозяйственная, научная и иная деятельность на территории государства не
должна сопровождаться негативными информационно-психологическими воздействиями
на психику человека, находящегося на территории другого государства;
государства обеспечивают контроль состояния информационно-психологической
безопасности на основе международно-признанных стандартов;
государства оказывают помощь друг другу в целях обеспечения информационно-психологической
безопасности людей, находящихся на их территории;
государства способствуют привлечению к ответственности виновных в осуществлении
негативных информационно-психологических воздействий.
4. Экспорт и импорт средств и методов обеспечения информационно-психологической
безопасности осуществляется в соответствии с международными договорами
Российской Федерации на основе специального разрешения, выдаваемого Правительством
Российской Федерации.
Глава 3. Заключительные положения
Статья 17. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
1. Осуществление негативных информационно-психологических воздействий путем
использования специальных средств и методов, равно как и незаконные разработка,
создание и распространение специальных средств и методов воздействия влекут
уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
2. Возмещение вреда, причиненного в результате негативного информационно-психологического
воздействия и затрат, связанных с медико-психологической реабилитацией
лиц, пострадавших от негативного информационно-психологического воздействия,
осуществляется в судебном порядке.
3. Действия (бездействие) органов и организаций, осуществляющих государственное
регулирование отношений в области обеспечения информационно-психологической
безопасности, а также действия их должностных лиц могут быть обжалованы
в соответствии с законодательством Российской Федерации в административном
порядке либо в суд.
Статья 18. Финансирование деятельности, связанной с обеспечением информационно-психологической
безопасности
Деятельность федеральных органов и организаций государственной системы
обеспечения информационно-психологической безопасности финансируется за
счет средств федерального бюджета Российской Федерации, выделяемых государственным
органам, в соответствии с их ведомственной классификацией.
Статья 19. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
2. Нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в
соответствие с настоящим Федеральным законом в установленном порядке.
3. Статья 14 и пункт 2 статьи 15 настоящего Федерального закона вступают
в действие с 1 января 2001 года.